Поиск по сайту

Погода в Тобольске

Праздники на сегодня

Праздники сегодня

Мой дом тюрьма…

С этой фразы я хотел бы начать своё обращение к тем родителям, у которых ребёнок родился или оказался слабовидящим или слепым.
Почему так происходит, что ребёнок оказывается среди своих родных и любящих его людей, как в тюремном заключении без определённого срока. А получается это так, что многие родители не замечают, что их ребёнок, кроме стен своей квартиры ничего не видит и думают, что это в порядке вещей, так и должно быть. Родители находят для себя оправдания: ну, что я могу поделать, был бы он зрячим, всё было бы иначе, всё было бы хорошо. Но это совершенно не так. Незрячему ребёнку просто необходимо общение и взаимодействие с внешним миром. На деле получается так, что у ребёнка круг общения сужен до минимума, до членов его семьи, а это плохо отражается на его психике, а затем и на всей дальнейшей жизни.
Что самое главное нужно понять родителям, самое важное, что бы вы, дорогие родители, помогли вашему ребёнку стать частью общества, помочь ему социализироваться, чтобы в дальнейшем он стал полноценным членом общества, который способен к самостоятельной жизни без посторонней помощи. В этом вам могут помочь коррекционные школы, которые специально предназначены для этого.
Я часто наблюдал такую картину, когда взрослые люди, не приспособленные к самостоятельной жизни, в течении полугода уходят вслед за своими родителями в иной мир. Эти сорока – пятидесятилетние дети, выйдя из стен своей квартиры, не знают, как им существовать дальше. За всю жизнь их не научили абсолютно ничему. Они не готовы обойтись без посторонней помощи. Так же, такие взрослые дети попадают в дома престарелых и интернаты и там проводят остаток жизни. Согласитесь, что не каждый родитель желает своему ребёнку такой судьбы. В психологии есть такой термин, «Выученная беспомощность», это значит, что взрослый человек, не имеющий каких – либо патологий, кроме как в нашем случае, проблем со зрением, в процессе своей жизни учится быть совершенно беспомощным, то – есть, грубо говоря, за него всегда всё делали родители или ещё кто – то, но не он сам. Такой взрослый ребёнок не умеет самостоятельно одеться, завязать шнурки, заправить свою пастель, убраться в комнате и многое, многое другое, не говоря уже о настоящей взрослой жизни. Подобную картину можно наблюдать в любом реабилитационном центре, куда приезжают люди для прохождения социальной реабилитации. Если посмотреть на статистику реабилитационных центров для слепых, то мы увидим, что доля взрослых, беспомощных детей составляет 40 – 50% от всей массы пребывающих в этих центрах, а это очень много. Если судить по этим цифрам, можно предположить, что эти дети в семьях недополучили необходимых навыков, что способствует плохой адаптации в обществе. Способствуют подобной беспомощности именно родители, которые не понимают всей сложности этой проблемы, или не хотят понимать. Всё это происходит из–за не понимания и того, что вы сами ответственны за судьбу своего чада. В первую очередь вы, родители, ограждаете своего ребёнка от общества, не веря в его способности и возможность проявить себя, обесценивая, таким образом, его жизнь. А ведь ваш ребёнок ничем не хуже здоровых детей, он такой же, как все, только немножко отличается от других и ему нужно больше времени, чтобы приобрести необходимые навыки и адаптироваться во внешней среде. Родителям нужно только терпение. Из–за того, что родителям не хочется тратить на ребёнка время, уча его всем бытовым навыкам, чтобы ребёнок мог себя обслуживать, они делают всё сами, отстраняя его, таким образом, от домашнего быта, говоря себе: я сделаю это быстрее. Да, картошку вы конечно же почистите быстрее, но таким образом вы лишаете своего ребёнка, во–первых, быть нужным в семье, а когда его отстраняют от домашних дел, ребёнок чувствует себя совершенно отвергнутым и не нужным; Во–вторых, лишаете его примитивных бытовых навыков, которые даже слепой ребёнок в дальнейшем должен выполнять без всякой помощи. У любого ребёнка, независимо здоровый он или нет, к 7 годам уже должны быть какие-то обязанности.
Каждому родителю нужно, просто необходимо, признаться себе в том, что у его ребёнка есть какая – либо особенность (проблема со здоровьем), а это значит взять на себя ответственность. Отрицание проблемы, это боязнь ответственности. Но за своего ребёнка ответственны только вы и никто кроме вас, только вы ответственны за его будущее. Очень советую, родителям, признаться себе в этом, откровенно признаться себе в своей ошибке, принять ее последствия и стать частью решения проблемы, а это будет поистине зрелым и ответственным шагом. Ожидать, что всё разрешиться само – собой плохая идея. Само – собой ничего не разрешиться, а со временем станет ещё трудней. Это путь ведущий в никуда.
Пока ваш ребёнок ещё маленький, в ваших силах минимизировать последствия.
Как говориться, никогда не поздно что-то начинать, но чем раньше вы начнёте, тем лучше будет для вас, а это в первую очередь отразиться на вашем ребёнке, на его качестве жизни.
Признайтесь себе: да, мой ребёнок слепой, да, он инвалид на всю жизнь. Я понимаю это и принимаю и буду делать всё, чтобы сделать его жизнь более качественней. Под словом качество не подразумевается: качественная еда, качественная одежда и т. д..
Не игнорируйте то, что ваш ребёнок имеет проблемы со зрением. Не старайтесь кого-то обвинить, что у вашего ребёнка такие проблемы. Часто бывает, что родители обвиняют в этом самого ребёнка, напрямую говорят ему: зачем ты родился, если бы не ты, у меня всё было бы хорошо. Звучит ужасно, но, к сожалению, так бывает. Поймите, что в этом никто не виноват, просто так случилось в вашей жизни. Признаться в этом тяжело, но нужно.
Приведу пример из жизни. У моей знакомой ребёнок отстаёт в умственном развитии, это не очень серьёзная патология, но требует приложения сил, чтобы сделать жизнь ребёнка более приспособленной к его проблеме. Мама, отрицая проблему своего ребёнка, говорит себе и окружающим: мой ребёнок не дурак, он такой же, как и все, а значит, будет учиться в обычной школе. Да, её ребёнок не дурак, но ему тяжело обучаться в обычной школе из–за своих особенностей. Ребёнок не успевает за школьной программой, получает плохие отметки, в классе над ним начинают смеяться, отсюда возникает агрессивное поведение по отношению к одноклассникам. Ребёнок чувствует, что он не такой как все и получает ежедневное стрессовое состояние, которое мешает ему учиться. Ребёнок и так не понимает, что происходит на уроке, а тут ещё и стресс выбивает его из спокойного состояния, таким образом, дезориентируя ребёнка в происходящем. Хорошо, что этому ребёнку попался хороший педагог, который сумел убедить маму перевести её ребёнка в спецшколу. По моему мнению, такие дети должны обучаться в специальных школах, где им будет учиться намного комфортней, где специальные педагоги знают, как обучать и взаимодействовать с такими детьми. Ненужно бояться этого слова - спецшкола, этот термин ужасным стереотипом засел в сознании большинства людей. Подобные дети нуждается в совершенно другой системе образования.
Сейчас входит в моду инклюзивное образование. В СМИ часто муссируется это нововведение. Нам говорят, как будет хорошо здоровым и не здоровым детям, если они будут обучаться вместе. Для здоровых детей это будет полезно, так как будет понимание толерантности, то, что в мире все люди равны. Да и для общества это тоже будет полезно, так как нужно приучать людей к тому, что кроме них есть ещё и другие люди, люди с различными патологиями. Для детей, с какими либо патологиями будет полезно взаимодействовать со здоровыми детьми, так как круг их общения расширится, и они не будут чувствовать себя белыми воронами. Но самая главная идея, это то, что бы инклюзивные дети не чувствовали себя какими то особенными. Конечно, преследуются благие намерения, но пока, на мой взгляд, общество не готово принять таких людей. Напомню, что слово инвалид до сего дня было словом унизительным. Это отрицание проблем людей с инвалидностью нашим государством. Только сейчас стали говорить о том, что все равны и на людей с инвалидностью стали обращать внимание, даже поменяли термин «инвалид» на термин «люди с ограниченными возможностями». Это конечно всё хорошо, но куда деть стереотип людей, которым всегда и везде говорили, что в нашей стране инвалидов нет. Возникает вопрос, куда же они делись? Но сейчас речь не об этом. На мой взгляд, инклюзивное образование хорошая штука и за ним будущее, но ещё не доработанная и требует огромных финансовых и психологических затрат.
Мне пришлось услышать один раз, как мама здорового ребёнка наотрез отказалась учить своего дитя в классе, где учится ребёнок - колясочник, аргументируя это тем, что её ребёнок может получить расстройство психики, когда будет видеть инвалида. Но эта психологическая проблема не только родителей, но и психологическая проблема учителей. Не все учителя готовы видеть в своих классах детей с особенностями, а тем более взаимодействовать с ними. Подобных примеров можно привести целую кучу. Конечно, если вы отдадите своего ребёнка в обычную школу, то будете просто обязаны наблюдать за всем процессом его обучения, так как горе - педагог, который не может справиться со своей психологической проблемой, может нанести вашему ребёнку душевную травму. Да и среди здоровых детей найдутся те, в семьях которых мамаши будут негативно отзываться об их особенном однокласснике. К большому сожалению подобных мам много, да и не только мам. Это показывает лишь на то, что общество пока ещё не готово принять наших инклюзивных детей. Всё наше общество нужно психологически подготавливать, что бы у каждого человека в сознании сидела мысль о том, что ты не лучше и не хуже всех остальных, ты такой же, как и все, все имеют равные права. Но для этого нужны ещё годы, чтобы при виде инвалида, люди не отводили взгляды.
Давайте рассмотрим минусы и плюсы как инклюзивного образования, так и минусы и плюсы специальных школ для слепых детей. Конечно же, на сегодняшний день в инклюзивном образовании есть как плюсы, так и большие минусы, которые нужно учитывать, перед тем как отдать своего ребёнка в школу.
Сначала рассмотрим плюсы инклюзива, а затем плюсы спецшкол.
Плюсы инклюзива:
1. Ребёнок будет обучаться недалеко от дома и не будет оторван от семьи.
2. Общение со сверстниками в обычной обстановке
3. Опыт взаимодействия и навыки бытового обслуживания самостоятельно.
4. Учебный процесс насыщеннее, ребёнок получает больше информации в обычной школе.
5. Ребёнок, возможно, будет чувствовать себя таким же, как и все. Но это ещё остаётся под вопросом. Так как пребывание в обществе отличающихся от тебя может привести к дискомфорту. Проще говоря, ребёнок может чувствовать себя не в своей тарелке. Этот пункт может качнуться как в плюс, так и в минус. Всё индивидуально и будет зависеть от вашего ребёнка, от его восприятия.
Теперь поговорим о минусах. Я всегда относился и отношусь очень хорошо к инклюзивному образованию и очень радовался, когда по телевизору показывали подобные школы, где в обычных классах наравне со всеми обучаются инклюзивные дети. Думал, ну вот, наконец-то заговорили о проблемах детей с инвалидностью. Но вся моя эйфория закончилась в тот момент, когда я присутствовал на семинаре, «дети с особенными потребностями», где освещались проблемы инклюзивного образования. Речь шла именно о том, что вся наша традиционная система образования ещё не готова к подобным экспериментам. Сами учителя ещё не подготовлены к взаимодействию с подобными детьми, а на их переподготовку нужно время.
Ещё один немаловажный факт, который мы хотели бы осветить, касается тех детей, у которых есть остаток зрения. Так вот, при учёбе в обычной школе ребёнку придётся так или иначе напрягать свои глаза, а это обязательно повлечёт к ухудшению зрения. И за пару лет ребёнок может окончательно потерять свой остаток зрения. Не очень - то хочется рисковать малым, но таким драгоценным.
Ещё хотелось бы заметить то, что инклюзив создан на базе начальной школы и после её окончания детей в средней школе никто не ждёт, т.к. средняя школа ещё не предусмотрена для инклюзивного образования. Наблюдается тенденция, что после окончания начальной школы, дети просто сидят дома и не продолжают обучение. Есть 3 пути дальнейшего развития: первый деструктивный, это если ребёнок не продолжает обучение и становится взрослым неучем для которого двери в будущее будут закрыты. Второй и третий пути наиболее конструктивны. Второй, это обучение на дому, третий, это продолжение обучения в спецшколе. Тогда возникает вопрос, если ребёнок рано или поздно попадёт в спецшколу, может всё же лучше отдать ребёнка в эту школу с первого класса, чтобы период адаптации прошёл более безболезненней. Когда ребёнок попадёт в другую школу, ему сложнее будет адаптироваться в новом коллективе. Конечно, ребёнку в первые полу года, год будет трудно находиться в дали от семьи, но, этот вариант на данный момент получается более эффективным и продуктивным. Хочу заметить, что многие дети нашей области после окончания начальной школы, так и остаются дома, не продолжая своё образование. Опять же, всё будет зависеть от вас, родителей, вы выбираете тот, или иной путь обучения своего ребёнка.
Надеюсь, что в будущем средняя школа будет готова принять наших инклюзивных детей. Но когда это произойдёт, не известно.
Минусы:
1. Наша школьная база не подготовлена для учёбы с детьми с ограничением здоровья.
2. Не все дети будут рады такому соседству в классе
3. Не вся информация будет доступна ребёнку в отличии от здорового.
Теперь поговорим о специализированной школе для слепых и слабовидящих детей. На мой взгляд плюсы подобных школ заключаются в том, что эти школы специально созданы для детей с подобными патологиями. В этих школах работают подготовленные к этой работе педагоги, которые занимаются этой деятельностью много лет и у которых наработан опыт. Школы оборудованы специальными, наглядными пособиями, в классах от 1 до 10 детей. Согласитесь, что учебный материал дети получат в полном размере, так как у учителя будет возможность подходить к каждому ребёнку индивидуально.
Школьная программа более щадящая и поэтому растянута. Дети заканчивают не 11 классов как в обычной школе, а 12. В школах существуют различные кружки, где вашего ребёнка могут научить, например, играть на гитаре, или ещё на каком-нибудь инструменте, ну и многое другое. Но самое главное, на мой взгляд, ваш ребёнок научится самостоятельности, что очень пригодиться ему в дальнейшей жизни.
Обучение в специализированной школе
Плюсы:
1. Общение с детьми с подобными проблемами здоровья, помощь, опыт.
2. В специализированной школе все материалы, касающиеся учебного процесса, адаптированы под патологию.
3. Детям приходится учиться самостоятельности в быту.
4. Мотивация к будущей профессии – конкретные рекомендации и примеры.
Минусы:
1. Замкнутое пространство.
2. Детям сложно потом выходить в обычную среду.
В заключении хотелось бы сказать: очень много слепых людей у которых есть семьи, дети, работа. Это не миф, что у нас есть талантливые слепые музыканты, певцы, массажисты, психологи, переводчики иностранных языков, программисты, писатели, поэты, журналисты, педагоги и т.д.. В каждом человеке в генах заложен какой либо талант, только его нужно разглядеть и тогда слепота не будет помехой. А разглядеть таланты вашего ребёнка должны вы, родители.
Верьте в своих детей, помогайте им преодолевать сложности жизни, стройте жизнь своего ребёнка вместе с ним, но ни в коем случае не за него. Знайте, что гиперопека ничего хорошего не приносит, а только усугубляет процесс взросления. Слишком опекаемые своими родителями дети превращаются в беспомощных, взрослых детей, которые остаются детьми до конца своей жизни. Многие родители не верят, что у их ребёнка может появиться семья и дети. А ведь это возможно. Да, дорогие мои родители, это возможно! Это возможно, что у вашего слепого ребёнка будет профессия, будет семья и будут дети, ваш ребёнок будет полноценным членом общества, который может приносить пользу. И тогда вы будете очень горды своим ребёнком, и будете горды за себя, потому – что вы смогли воспитать полноценного человека.
А если вы сомневаетесь в моих словах, то посмотрите на медведей в цирке, которых научили ездить на велосипедах и мотоциклах. Если уж медведей научили таким действиям, то уж своего ребёнка вы уж точно научите всем премудростям. Жертвуйте своим временем на своего слепого – слабовидящего ребёнка. Напомню, что на обучение любым бытовым навыкам таким детям нужно намного больше времени. И ни в коем случае не ругайте ребёнка из–за того, что он что–то медленно делает. Уверяю вас, когда ребёнок научится что-то делать, он будет справляться с этим не хуже вас, а может даже и лучше.
Повторюсь ещё раз, верьте в своих детей и тогда у них всё получится. Никогда и не при каких условиях не говорите своему ребёнку таких слов как: ты не сможешь, у тебя не получится. Дайте ему возможность попробовать, и он сам сделает выводы. Ну а если уж вы очень уверены, что у него действительно не получится, то предложите ему выбор, альтернативу. Строгий, неаргументированный и необоснованный запрет влечёт за собой непонимание между вами и вашим ребёнком.
P. S. Перед тем как отдать своего ребёнка в ту или иную школу, обязательно взвесьте все плюсы и минусы, поговорите с психологами, побывайте в обеих школах, пообщайтесь с родителями, у которых дети учатся в спецшколе и в обычной, пообщайтесь с бывшими учениками спецшколы, поговорите с компетентными в этих вопросах людьми. В любой организации ВОС, думаю, вам дадут дельный совет, так как у них есть опыт в подобных вопросах. Уверен, что эти люди хотят вам и вашему ребёнку только добра.
Если вы вдруг задумаетесь отдать своего ребёнка в специализированную школу для слабовидящих и слепых детей, то начинайте морально подготавливать ребёнка уже сейчас. Возможен и такой вариант как переезд в тот город, где находится специализированная школа, кстати, так делают многие родители, я сам знаю четыре таких семьи, которые пожертвовали своими благами ради благополучия своего ребёнка.
Напомню, что выбор делать только вам. Всё что тут написано, это только моё личное мнение, к которому вы можете прислушаться, или нет.

Авторы: Фадеева А. Видяев Е.

Календарь

Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

Мы в ВКонтакте

Посещаемость